Навигация
Поддержка
Главная
Статьи
Уроки
Фотоальбом
Табулатуры
Мастера
Мои записи
Лики
Ссылки
Карта сайта
  Связь со мной
Поддержка
207077264
gorikd@yandex.ru
  Рейтинг

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 HotLog

Уроки - Построение занятий

Мы включаемся в учебный процесс, называемый "практикой", чтобы развить свои фи-зические, умственные и эмоциональные способности, которые помогают нам оформить музыку в том виде, в котором мы хотим ее видеть. Для этого нужно создать условия, близкие к идеальным. Конечно, не всегда удается сделать то, что хотелось бы, но к этому нужно стремиться, иначе можно и не достигнуть результата.

Занятия в условиях, близких к идеальным, не всегда так уж и необходимы, но все же это помогает вам вырабатывать самодисциплину, сосредоточенность и усидчивость. Например, лучший способ занятий - может быть и без гитары - это интенсивные сосре-доточенные умственные упражнения, процесс восприятия вкупе с концентрацией и анализом.

Некоторые говорят, что они занимаются сидя у телевизора. Если это единственный способ их занятий, я серьезно сомневаюсь в их результатах. Но если они, кроме этого, проводят пару часов в день, занимаясь обычным способом, и их целью является развить силу и продолжительность в использовании возможностей подсознательной моторной памяти, либо научиться расщеплять деятельность мозга, чтобы одновременно осуществлять два действия, или просто они пытаются стать ближе со своим инструментом (вы знаете, как импонирует образ музыканта, не расстающегося со своей гитарой даже во сне), то кто позволит себе усомниться в ценности этих занятий. Иногда кое-что лучше чем ничего, а иногда и нет. Не растрачивайте себя по мелочам, когда обстоятельства вам не благоприятствуют (например, мешает собака, сестра слишком громко включила радио, вы очень устали, вообще слишком поздно, или наоборот слишком рано и т.д. и т.п.). Там где есть желание, там найдется и возможность, а есть желание или нет, и где его найти уже зависит от вас.

Итак, на чем мы остановились? А! Идеальные условия для занятий. Тихое место, хорошо освещаемое и хорошо вентилируемое, где ничто не отвлекает, где стоит все необходимое оборудование (нужная гитара с ремнем, кресло, пюпитр, метроном, запасные медиаторы, струны и разный учебный материал; книги, нотная бумага, карандаш, ластик, записная книжка). Конечно, не помешает здесь и магнитофон, ну или компьютер, что будет лучьше. Вы можете записать себе аккомпанемент, а затем импровизировать под него. Также ОЧЕНЬ ВАЖНО перенести неприятную процедуру прослушивания собственной записи; гарантирую, что это заставит вас скривиться и поскрипеть зубами. Могу предложить вам еще более ужасный эксперимент - попробуйте записать себя видеокамерой.

Зачем нужна записная книжка? Затем, что вы, как прилежный студент, должны записывать все вопросы, возникающие у вас в процессе занятий. Кроме того, не мешает фиксировать все интересные, потенциально ценные мысли. Также необходимо записывать ежедневный гибкий план занятий. Он может выглядеть примерно так:

  •   Настройка инструмента.
  •   Разминка.
  •   Гаммы..
  •   Арпеджио.
  •   Основные механические упражнения.
  •   Новые технические приемы.
  •   Мелодии и фрагменты.
  •   Сосредоточение на проблемах (ритмо-метр, скорость, фразировка, сложные аккордовые последовательности, смена позиций и т.д.).
  •   Чтение с листа.
  •   Импровизация.
  •   Разное (то, над чем не приходиться работать на каждом занятии, но к чему регулярно возвращаешься: теория, гармония, сольфеджио, транскрипция и анализ).


Естественно, ваши потребности и склонности определят содержание вашего личного плана и время, выделяемое вами на каждый пункт. Иногда бывает достаточно и получаса, проведенного с пользой, но обычно хорошее занятие укладывается в диапазон от часа до четырех. Занятия, бывает, длятся и дольше, но это - с учетом перерывов и перекусов (с целью сохранения хороших кондиций :). Прислушивайтесь к здравому смыслу, он убережет вас от бессмысленных усилий. Не повредите себе продолжительными беспрерывными повторениями желаемых пассажей. Поговорка "без труда не выловишь рыбку из пруда" не подразумевает садо-мазохистского самоистязания. Давайте вашим рукам, пальцам, запястьям возможность восстановиться после того, как их ресурсы исчерпаны.

Второй план, который нужно иметь, - это план долгосрочный. В нем должны быть намечены цели, которые позволят вам проследить ваш прогресс. Здесь могут быть такие записи: "закончить 4-й том книги Мэла Бэя к Рождеству" или "выучить "Jesu" Баха к пасхе" или "научиться читать с листа в позициях к следующему Новому Году". (Четыре времени года дают прекрасную естественную систему отсчета). Посоветуйтесь со своим преподавателем, если таковой имеется, реальны ли для вас эти цели.

Не ущемляйте свои занятия отказом от исполнения музыки. Часть вашего времени должна быть отдана исполнению музыкальных фрагментов и по мере того, как ваши планы станут все более ориентированными на конкретные цели (записи, концерты, выступления превратят вас из студента в музыканта), вам придется уделять исполнению музыки все больше времени. А время занятий должно быть в основном посвящено технике, осознанию собственных слабостей и работе над ними, а также поиску нового, свежего, вызывающего.

Вот хороший пример разницы между упражнениями и исполнением музыки: студент исполняет фрагмент и спотыкается в определенном месте (мы называем это крушением). Он начинает снова и снова, чтобы вновь потерпеть неудачу в том же месте. Вместо этого нужно выделить трудное место и отработать его - сначала медленно, а затем постепенно доводя темп до нужного. Это и есть упражнения. Затем, соединив этот кусок с остальным, уже освоенным материалом, можно приступить к исполнению, обращая внимание только на проблемы интерпретации, динамики и т.д.

Слишком рутинный план ведет к некоторому снижению самодисциплины, но, с другой стороны, не стоит превращать себя в робота. Техническое совершенство - чудесная вещь, и, если вы владеете им, то оно, конечно, улучшит вашу музыку. Но если это станет самоцелью, то вы ограничите свою аудиторию, а также снизите эмоциональное и интеллектуальное содержание ваших занятий. Я совсем не пытаюсь недооценивать скорость, беглость или другие аспекты виртуозности, я просто напоминаю вам, что они являются лишь фрагментами большой общей картины.

Будьте хорошим студентом. Старайтесь быть отдохнувшим и бодрым, в общем, как говорят бойскауты: "Будьте готовы". Принесите записную книжку, полную вопросов. Подготовьте рапорт, но не тратьте преподавательское время и собственные деньги на болтовню и сплетни. Будьте сосредоточены, но не нервничайте.

Найдите хорошего преподавателя, подходящего для вас - компетентного в том, что вас интересует; чья игра вам нравится; кто достаточно тверд, чтобы научить вас самодисциплине и достаточно чуток, чтобы помочь найти вам вашу музыкальную индивидуальность; и того, который может представить занятия увлекательным путешествием, а не тяжкой трудной диетой.

Среди больших музыкантов самоучек столько же, сколько и закончивших разные учебные заведения. По моему мнению - основное большинство гитаристов только выиграет от сочетания этих подходов, и великие учителя (и талантливые студенты) знают это. И спор между сторонниками двух этих методов (технически-академически-читательно-писательного и инстиктивно-само-учительного-духовно-уховного :) напоминает бурю в стакане воды.

Copyright © 2004-2007 www.roklesson.h14.ru - All rights reserved 10.11.2004